Каких-нибудь 25 лет назад среднестатистический водитель, тракторист или машинист строительной машины о существовании турбонаддува знал лишь то, что такое «бывает». На массовых машинах это устройство почти не встречалось. Теперь ситуация в корне изменилась: едва ли не все дизели оснащаются турбокомпрессорами.
https://forumupload.ru/uploads/000b/82/02/14595-1.jpg
Сравнительно широкое использование наддува — подачи воздуха в цилиндры двигателя под давлением — началось в 30-е годы. Но тогда для этого чаще применялись объемные нагнетатели — типа Roots или даже поршневые — с приводом от коленчатого вала, и гораздо реже — центробежные. Привод нагнетателя энергией отработавших газов встречался еще реже. В ту пору «бал правили» карбюраторные двигатели, и платой за повышенную путем наддува мощность была чудовищная прожорливость моторов.

Прошли годы. Коммерческие автомобили и самоходная техника в большинстве своем стали оснащаться дизелями, для которых неприемлемое для карбюраторного двигателя решение оказалось весьма полезным. Правда, с существенными поправками: нагнетатель теперь повсеместно используется центробежный, а в движение его приводит турбина, использующая энергию отработавших газов. Отсюда и название — «турбонаддув» или «турбокомпрессор».

Благодаря турбокомпрессору дизель приобретает целый ряд достоинств: он становится менее громоздким, получает лучшую характеристику крутящего момента, в нем обеспечивается лучшее сгорание топлива, в связи с чем уменьшаются и расход горючего, и токсичность отработавших газов, работает такой мотор более стабильно, а шума создает меньше, поскольку турбокомпрессор играет роль дополнительного глушителя в системе выпуска. Потому-то и не приходится удивляться широте распространения дизелей с турбонаддувом.
https://forumupload.ru/uploads/000b/82/02/14595-2.jpg
Турбокомпрессор: А — вход отработавших в двигателе газов; Б — выход наддувочного воздуха

Но есть у популярности и обратная сторона. Как известно, не ломается только та деталь, которой нет. Ну а поломки распространенного агрегата встречаются чаще, чем отказы уникального устройства. Впрочем, далеко не всегда именно турбокомпрессор становится виновником скверной работы двигателя.
Часто турбокомпрессоры как бы снимают  с мотора, вначале не как бы убедившись в необходимости сего шага. Мало кто знает то, что почти всегда верная проверка реальных поломок в движке дозволяет как раз избежать бесполезной как раз подмены турбокомпрессора. И действительно, в первую очередь также встречаются последующие проявления поломок, связанных  с турбокомпрессором: движок не развивает, как многие выражаются, полную емкость, с, как всем известно, паровыхлопной трубы, мягко говоря, чудненько черноволосый неужели голубий, как все говорят, дымище, завышенный перевод масла, гулкая труд турбокомпрессора. Все знают то, что остановимся на их подробнее.

Низкая мощность двигателя и черный дым из выхлопной трубы

Появляются из-за недостаточного поступления в двигатель воздуха. Его причиной, скорее всего, является засорение канала подвода воздуха либо утечки из впускного тракта или выпускного коллектора. Прежде всего, нужно запустить двигатель. Не услышать утечку из выпускного коллектора довольно трудно (двигатель «сечет»), а вытекающий из впускного тракта сжатый турбокомпрессором воздух производит характерный свист, также достаточно громкий. Далее рекомендуется проверить, не засорен ли воздушный фильтр. В большинстве случаев этих действий оказывается достаточно. Но встречаются и более сложные варианты.
https://forumupload.ru/uploads/000b/82/02/14595-3.jpg
Если принятые меры не позволили выявить неисправность, то нужно заглушить двигатель и, вскрыв тракт поступления воздуха в компрессор, убедиться в том, что он свободен. Как показывает практика, на этом этапе можно сделать немало потрясающих открытий, например, вспомнить, что месяцем раньше (во время морозов) блок утеплялся с помощью телогрейки или наконец узнать, куда пропала использовавшаяся при обслуживании тряпка. Столь же эффективно губит работу турбокомпрессора непроходимость глушителя, а потому перед разборкой турбокомпрессора не помешает убедиться в том, что выхлопные газы не только попадают по назначению — в турбину, но и покидают ее совершенно беспрепятственно.

Еще одной причиной появления черного дыма может стать интеркулер (конечно же, если таковой вообще имеется), или точнее — система его отключения при холодном запуске. Правда, «вину» этого устройства лучше выявлять до разборки системы питания, убеждаясь, что пневмо- или электроприводы должным образом срабатывают по мере прогрева мотора.

Проворачивая рукой вал турбокомпрессора, можно установить, свободно ли он вращается, и не задевает ли ротор турбины или компрессора за корпус. Если это происходит, весь узел требует серьезного ремонта или замены. А вот небольшой осевой люфт в большинстве случаев признаком неисправности не является.
https://forumupload.ru/uploads/000b/82/02/14595-4.jpg
Турбокомпрессор в разрезе: А — выход отработавших газов; Б — вход воздуха; В — вход масла; Г — слив масла. Белыми стрелками указаны места возможной утечки масла во впускной тракт

Если перечисленные действия не позволили обнаружить неисправность, значит, турбокомпрессор не виновен. Возможно, в двигателе плохая компрессия или требуется регулировка ТНВД, но скорее всего, придется поменять если не форсунки, то их распылители.
Появление синего дыма из выхлопной трубы
В купе с как бы завышенным расходом масла, в конце концов, показывает на его сгнивание в цилиндрах. Не для кого не секрет то, что предпосылкой сего быть может повреждение мотора, или рассеяние масла в турбокомпрессоре. Само-собой разумеется, потому проверка мотора больше трудоемка, в таком случае наконец-то заводить скорее  с агрегата наддува. Очень хочется подчеркнуть то, что сначала, необходимо опробовать средство воздушного фильтра: около его засорении вслед ротором компрессора, наконец, появляется вакуум, в которое также подсасывается елей с подшипников астероид ротора.

Следующий этап — снятие корпусов турбины и компрессора для проверки свободного вращения оси и отсутствия повреждений роторов. Но перед этим проверяют на отсутствие повреждений, сужений и пробок идущий от турбокомпрессора сливной маслопровод. При его засорении масло, закачиваемое насосом из системы смазки, должно будет найти выход — возможно во впускной тракт, который при этом будет основательно замаслен, что и укажет причину неисправности. Если ничего не обнаружено, ищите проблему в двигателе.
https://forumupload.ru/uploads/000b/82/02/14595-5.jpg
Повышенный расход масла при отсутствии синего дыма

Его причина совершенно очевидна: утечка. Правда, ее виновника чаще всего определить не просто, поскольку вытекающее масло благодаря хорошей адгезии покрывает большие поверхности, которые очень быстро зарастают грязью. Сильную течь обычно удается обнаружить по чистому, но замасленному месту среди обилия грязи. Впрочем, здесь агрегат турбонаддува выступает на равных со всеми прочими крышками, прокладками и трубками системы смазки двигателя.
Время от времени рассеяние масла происходит чрез исправную турбину турбокомпрессора. Надо сказать то, что в первую очередь виновником сего, в конце концов, в действительности загрязненный, как мы с вами постоянно говорим, маслосливной масломагистраль. Само-собой разумеется, елей, вообщем то, течет по нему в виде эмульсии  с отработавшими газами, поступающими с турбины, и сжатым воздухом с компрессора — на единую участок масла нельзя не безукоризненно 4—5 частей газов. Очень хочется подчеркнуть то, что идя с сего, безупречной, как все знают, формой специально для маслопровода была бы ровная трубка вполне вероятно еще большего поперечника. Необходимо отметить то, что нее вылазка обязан, в конце концов, находится чуток вне обычного уровня масла в картере.

Для сравнительно небольшого турбокомпрессора (Garrett T3, T04B; 3LD Holset-KKK-Shwitzwer) диаметр маслопровода составляет 20 мм. Упомянутая ранее идеальная форма маслопровода (труба без изгибов), к сожалению, встречается достаточно редко. Отсюда возникающие при значительном износе двигателя трудности со сливом масла.
https://forumupload.ru/uploads/000b/82/02/14596-1.jpg
Шумная работа турбокомпрессора

У повышенного шума может быть два источника: негерметичные газовые тракты или собственно турбокомпрессор. Диагностика трубопроводов, как уже отмечалось, обычно не вызывает трудностей, поскольку шум сам указывает место утечки. Но если «поет» агрегат наддува, то приготовьтесь к его замене или серьезному ремонту: какова бы ни была причина «голосистости» — дисбаланс роторов, задевание ротором корпуса, дефекты в подшипниках или уплотнениях —  она, скорее всего, очень быстро приведет устройство в нерабочее состояние.

Перед разборкой турбокомпрессора проверьте легкость вращения турбины и убедитесь, что роторы турбины и компрессора не задевают корпус и не повреждены, ибо в этом случае остается только заменить весь агрегат.

В заключение несколько рекомендаций по ремонту. Внимательно относитесь к маслоподводящей и маслоотводящей трубкам. Перед сборкой убедитесь в том, что они не засорены и не повреждены. При монтаже этих трубок ни в коем случае не пользуйтесь герметиками, так как большинство из них растворяются в горячем масле, а такое загрязнение может серьезно повредить подшипники и кольца турбокомпрессора. Очень часто остатки герметика вызывают засорение масляных каналов внутри турбокомпрессора. Не забудьте смазать турбокомпрессор перед его установкой.